Экспертно-консультативный совет
при Губернаторе Хабаровского края
680000, г. Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского 24, оф. 38, тел.: 40-26-23
ekspersovetkhv@mail.ru 8-909-872-55-64 Snychkov.s@mail.ru
Дальневосточный федеральный округ с Забайкальем – 1/3 территории России. Этот факт, к сожалению, является и значительным препятствием для её освоения. Две основные магистрали, большая аорта - «Трансиб» и малая -«БАМ», обеспечивают (при этом не в полной мере) только самый приграничный с Китаем юг России. Одна из крупных судоходных рек мира – Амур, крайне незначительно вписывается в транспортную систему ДФО, хотя протекает по территории Амурской области, ЕАО, Хабаровскому краю, правый крупный приток Уссури – в Приморском крае, а Сунгари обеспечивает связь с центральным Китаем.
Воздушное пространство Дальнего Востока при перевозке грузов в последние десятилетия используется авиатранспортом, в основном, в качестве транзитных перевозок, который имеет определённые ограничения, как по объёмам перевозимых грузов, так и по ценовому фактору. Между тем, Россия может и должна использовать практически неограниченное воздушное пространство в решении ускоренного освоения Востока России и Арктического севера за счет развития авиадирижаблестроения. Этот вопрос государственной важности должен быть в качестве одного из приоритетных при реализации Национальной программы развития Востока России.
Российские разработки создания отдельной специализированой отрасли строительства авиадирижаблей различной грузоподъёмности отрасли имеются, и Минэкономразвития Дальнего Востока может выступить таким государственным заказчиком. При получении такого заказа и гарантированном финансировании дирижаблестроительные компании «Авгуръ» и ОАО ДКБА (Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, наследник «Дирижаблестроя») в короткие сроки могут организовать производство авиадирижаблей в г. Комсомольскуе-на-Амуре
Это вопрос государственный и решаться должен комплексно, начиная с признания крайней необходимости решения транспортно-логистических задач на огромной территории, включая освоение Арктики.
Основные преимущества авиадирижаблей гибридного типа:
- формы у гибридного авиадирижабля приближены к крылу самолета, за счет этого в полёте добавляются подъёмная сила и скорость (по расчетам до 300 км/час);
- огромный потенциал грузоподъемности (от 10-20 т до нескольких тыс. т)
- с точки зрения безопасности полёта современный авиадирижабль - конструкция невероятно живучая;
- нет привязки к портам, причалам, судоходным руслам рек, железнодорожному полотну и инфраструктуре;
- из пункта назначения в пункт прибытия летит по прямой, как самолет, по кратчайшему пути;
- авиадирижабль не имеет конкурентов, у него своя свободная транспортная ниша;
- в качестве горючего возможно использование сжиженного природного газа;
- транспортировка негабаритных конструкций (нефтяных вышек в сборе, ректификационных колонн и др.);
- отсутствует перевалка грузов, доставка по воздуху относительно медленно (100-170 км/час), но в разы быстрее морского и «пошустрее» железнодорожного и автомобильного;
- решение многочисленных местных задач (обеспечение связи городов с малыми населенными пунктами, туристические маршруты, вывозка леса с делян, перевозка руды на переработку, доставка рыбы на переработку и др.);
- по расчетам конструкторов, стоимость тонно-километра у авиодирижабля раз в 25 меньше, чем у вертолета.
Предлагаем включить инновационный проект «Российское авиадирижаблестроение», в ранге федерального, в Национальную программу развития ДФО, а строительство гибридных авиадирижаблей возможно организовать в центре авиастроения Дальнего Востока - в г. Комсомольске-на-Амуре, имеющим для этого научный, кадровый и производственный потенциал.
Члены Совета: Галичанин Евгений Николаевич, Снычков Александр Дмитриевич