Александр Мурашев
«Европеоиды создали в Сибири великую северную цивилизацию, однако история этой цивилизации – это история последовательного исхода, миграции в южные и западные области Евразии».
Новгородцев Н.С. (цит. по Гусеву О.М. «Древняя Русь
и Великий Туран», с. 212)
«Должно искать за пределами «ранней древности» некоторый «икс», еще неведомый науке культурный мир, который первым дал толчок к развитию всех известных цивилизаций…»
Валерий Брюсов (цит. по Гусеву О.М.)
Мифотворчество народов средиземноморья, как и иных народов, основывалось на древнейшей информации, которая со временем неизбежно искажалась. Изменялись и субъективные представления об окружающем мире под воздействием этой искаженной информации. Этому процессу способствовал ряд объективных факторов: многозначность смысловой нагрузки первобытных слов и особенности произношения у различных популяций (племенных общностей), рассеивающихся по необъятным просторам Евразии. В результате миграции из генетического очага культуры на новые места обитания последующие поколения мигрантов уже не помнили происхождение тех или иных понятий, оторванных от первоначальных объектов, которые они отражали. Терялась связь между объектом и его названием. Это способствовало возникновению мифов и закреплению ритуалов: постепенно формировалась традиция, оторванная от реальности. Так, например, возникло современное слово «циклоп».
Согласно мифам, циклопы – одноглазые человекоподобные великаны. Они могли бросать скалы и сотрясать землю. Попробуем разобраться с этими представлениями средиземноморцев.
Как известно, миф отражает какие-то элементы реальности, которые предстают в искаженном, фантастическом виде. Поводом к наделению циклопов разрушительными качествами могли быть землетрясения, а также грохот, сопровождающий извержения вулканов. Поэтому первоначальной территорией, где могла возникнуть такая логическая связь, должна быть территория тектонической активности – Камчатка, материковая область восточных окраин современной России (хребет Джугджур, материковая область Татарского пролива и северный Сихотэ-Алинь).
Тектоническая активность прослеживается и в ближневосточном регионе, в районах Черного и Средиземного морей. Таким образом, тектонические процессы в районах вторичного расселения способствовали сохранению памяти о чем-то грохочущем на далекой прародине. Вернее, о ком-то, поскольку окружающая природа с древнейших времен очеловечивалась человеком.
Обратимся к методу, примененному В.Н. Деминым для исследования происхождения языковых форм. Это метод исследования археологии языка и реконструкции первоначального смысла. «Несмотря на геологические, климатические, этнические, исторические и социальные катаклизмы, в результате которых исчезло множество народов, культур и цивилизаций, современному человечеству досталось бесценное богатство в виде языка и системы образов мифологического мышления. Стоит правильно подобрать ключ – и перед изумленным взором откроются бездонные глубины», - пишет В.Н. Демин в книге «Загадки русского Севера».
В книге «Белый конь апокалипсиса» О.М. Гусев высказал научную гипотезу о существовании древней великой протоцивилизации на территории Сибири и Дальнего Востока России. Еще до знакомства с книгами О.М. Гусева при изучении вопросов происхождения ближневосточной цивилизации, я обратил внимание на общность фонем, часто встречающиеся в топонимах Сибири и Дальнего Востока. Это – «ур», «ру», «Аур», «Камора» и многие другие. Случайное совпадение или след, оставленный утерянным «иксом» - великой северной цивилизацией? Древние поселения были обнаружены археологами на берегах рек Урми, Кур. Побережье Татарского пролива буквально насыщено древнейшими артефактами. Но если попытаться обратить свой взор вспять, мысленно перенестись вглубь на несколько тысячелетий? Удастся ли отыскать в том мире дикой природы нечто, с чем может быть связана деятельность доисторического человека? Попытаемся совершить это путешествие во времени и понять, кем на самом деле были мифические циклопы.
Прежде чем научиться говорить по правилам, человечество в период младенчества училось говорить по слогам. Каждый звук, каждый слог обозначали простой объект или простое действие. Произношение, вероятно, сопровождалось жестикуляцией, чем конкретизировался смысл многозначного по содержанию звука. Сложная мысль выражалась сочетанием звуков-слогов. Это эволюционное начало закреплено и в современных словах, что и имел в виду В.Н. Демин, говоря о ключе, открывающем бездонные глубины предыстории человечества. Запишем по слогам: ци – кло - пы. Вставляя выпадающую гласную «о» и заменяя близкие по вокализации звуки получим ряд преобразований: цы – коло – сы, со – коло – сы. Отсюда ясно происхождение слова «колесо» – круг Солнца. Приставка «со» означает соединение, сопричастие: СО-знание, СО-итие, СО-брать и т.п. Итак, циклопы–«соколосы» – это (ведающие информацией, изучающие) причастные к наблюдению движения (коло) Солнца (сы). Это название жрецов – древнейших астрономов. В этом названии (соколосы) сплелись воедино представления о людях (разумеется, великих в представлении соплеменников, поскольку они могли предсказывать значимые небесные явления), о грохочущей землетрясениями прародине… Слово «колосс» – огромный каменный (и вообще из любого материала) великан – из этого же смыслового гнезда, как и слова «колокол», «хорошо». В первоначальном смысле оно могло обозначать прибор (коло-сы), при помощи которого «СО-коло-сы» производили свои наблюдения. Но почему миф упорно указывает на одноглазость циклопов? Это важная деталь, к пониманию которой я пришел не вдруг.
Путешествуя в 1995 году по горам северной области хребта Сихотэ-Алиня, на одном из высокогорных плато обнаружил ряд загадочных объектов. Впоследствии некоторые материалы этой экстремальной экспедиции мы рассмотрели вместе с археологом Н.Е. Спижевым. Не оставалось сомнений в том, что обнаруженные объекты являлись древнейшими святилищами ландшафтного типа. Однако древний человек несколько усовершенствовал природные объекты, приспособив их для своих целей. Оба практически идентичные мегалитические сооружения, расположенные на расстоянии друг от друга имели в центральной части одиночные вертикальные щелевидные отверстия, что ставит под сомнение случайное образование этих объектов. Сквозь щели в мегалитах просматривается остроконечная вершина, расположенная в нескольких километрах у самого горизонта. В этой области Солнце восходит в дни летнего солнцестояния. Таким образом, становится очевидным фаллический смысл объектов. Не много ли случайных совпадений в одном месте?
Добавим к этому и «случайные» курганы на высоких горах. Как известно, у некоторых народов Севера еще в начале прошлого века бытовала традиция хоронить умерших сородичей на горных вершинах.
Итак, древние наблюдатели следили за ходом Солнца в створ, составленный из «одноглазых» мегалитов. Именно это качество закрепилось в представлении о «циклопах» – «со-коло-сах». Следовательно, первоначальный смысл в переводе на современный язык мог быть таким: «великие жрецы, ведающие информацией, наблюдающие ход Солнца сквозь щель в каменном приборе». Народы уносили к новым местам обитания память о своей прародине. На равнинах Причерноморья и Ближнего Востока великие жрецы представлялись уже в образах великанов-колоссов, сотрясающих землю одноглазых циклопов. В мифах воспроизвелось то, что в течение тысячелетий закрепилось в генетической памяти людей.
Правомерно и другое мнение. По-видимому, современные ученые недооценивают сообразительность людей древности: политическое сознание появилось у них гораздо раньше, чем принято считать. Поэтому хитроумные халдеи и «древнегреческий мир», может быть, уже сознательно выдумывали сказки об одноглазых великанах - циклопах, чтобы в народе стерлась память о древней прародине и материальной основе культуры, и легче вколачивались выгодные власти религиозные представления. Религия внушала гражданам ложные представления о разуме, чести и справедливости, вколачивая при всем этом «послушание, смирение, терпение» - опору рабства, внушала страх и чувство неполноценности. Без религии рабовладельческий период был бы невозможен, как и последующие феодальные отношения. Homo sapiens – человек разумный постепенно стал человеком социальным, приспособленным для выживания в изменчивом политическом пространстве.
Индийским ученым Б.Г. Тилаком убедительно доказано, что индоевропейская цивилизация зародилась в приполярной (циркумполярной) области и разливалась в южном и юго-западном направлениях. Поэтому в северных областях встречаются более древние и примитивные мегалитические сооружения. Несомненно и то, что древний человек приспосабливал горные ландшафты для астрономических наблюдений. Такие «святилища ландшафтного типа» встречаются не только на Северном Урале, но и на Дальнем Востоке. В период своего «взросления» народы не утратили традиции возводить сооружения на горных вершинах, но назначение их изменилось – стали возводить крепости. Так в самом центре Сихотэ-Алиня биологом и краеведом Б.К. Шибневым были обнаружены развалины двух крепостей. Крепости были воздвигнуты на горе Предок (г. Ситухе, абсолютная высота 1400 м.) более чем в ста пятидесяти километрах от современного города Ружино по дороге к поселку Восток. Обнаруженные в такой глуши сооружения - свидетельство плотного заселения в древние времена территорий Хабаровского края и Приморья. Следовательно, имелись и дороги в дальневосточной тайге, по которым общались народы, обмениваясь не только натуральными предметами, но и знаниями об окружающем мире, накопленными древними жрецами - «соколосами»-циклопами.
Хабаровск, 2010 г.