По инициативе М.В. Дегтярева 31 августа 2021 г проведен межрегиональный форум «Амур – река жизни». Впервые в столь важном и весьма актуальном мероприятии приняли участие федеральные чиновники – вице-премьер В. Абраменко и два заместителя министров профильных министерств. На форуме выступили губернаторы Забайкальского края, ЕАО, Хабаровского края. Важным представляется Соглашение по бассейну р Амур, подписанное всеми губернаторами соответствующих субъектов. Вместе с тем, следует отметить:
- перегруженность мероприятия докладами чиновников,
- отказ в инициативе субъектов по разработке ФЗ по Амуру и ФЦП,
- очень слабую вероятность дополнительного финансирования региона по проблемам р. Амур.
Рассмотрим ситуацию в бассейне р. Амур: насколько она критична и что нужно делать в первую очередь для её нормализации.
Цель: предложить вариант перехода к рациональному природопользованию и нормализации социально-экологической ситуации в Приамурье (Россия).
В бассейне р. Амур располагаются 4 государства: Россия, Китай, Монголия и Северная Корея. Российская часть бассейна охватывает 1003 тыс. кв. км, 54 % площади Амурского бассейна. Население составляет около 4.5 млн. человек. Китай занимает территорию площадью в 820 тыс. кв. км, 44 % всего бассейна. Проживает более 100 млн. человек. На долю Монголии приходится площадь в 32 тыс. кв. км, 2 % всего бассейна. На этой территории проживают 0,02 млн. человек. Северная Корея занимает 60 кв. километров.
В последнее время существенно возросло загрязнение рек бассейна и самого Амура. Российские предприниматели стали более изворотливыми, в реки стало поступать больше отходов. По мнению руководителя АБВУ С.Е. Пантелеевой (Доклад на форуме 2021) для рек бассейна и самого Амура отмечается 2 типа состояния водных объектов: условно благоприятное и весьма неблагоприятное. Чистой воды в Амуре нет.
Приамурье перегружено проблемами. Основные из них:
- Ухудшение качества природных вод вследствие их загрязнения
- органическими соединениями;
- тяжелыми металлами;
- нефтепродуктами;
- механическими взвесями.
- Наличие в природных водах возбудителей вирусных и бактериальных заболеваний
- Интенсивный размыв левого берега р. Амур
- Истощительный характер природопользования (вода, водно-биологические, недра,
земельные и лесные ресурсы), а также отсутствие эффективного регулирования объемов изъятия природных ресурсов
- Сокращение биоразнообразия растительного и животного мира
- Социальная напряженность, в особенности среди сельского населения и
коренных малочисленных народов Севера в связи с ухудшением качества воды,
рыбы, а также сокращением запасов природных ресурсов
- Сопутствующие негативные процессы и явления:
- угрозы загрязнения бассейнов Японского и Охотского морей;
- пыльные бури, как следствие интенсивного землепользования и обезлесивания в бассейне р. Сунгари;
- уменьшение плодородия почв и др.
Важно отметить два типа загрязнений:
- системное загрязнение на протяжении почти 30 лет: высокотоксичные полиароматические углеводороды, в том числе антропогенного происхождения бенз(а)пирен, флуорантен и другие, пестициды хлорсодержащие – хлорпроизводные феноксиуксусной кислоты, ацетохлор (пестицид группы хлоранилидов), атразин (пестицид симм-триазиновой группы), хлорфенолы, ионы мышьяка, ртути, а также менее токсичные - нитраты, нитриты, фосфаты. Большинство стойких органических веществ обладают свойствами накопления в потребителях при любых концентрациях;
- аварийное загрязнение при залповых сбросах, выбросах, стоках отходов промышленности и сельского хозяйства, содержащих стойкие органические вещества, ионы тяжелых металлов и другие компоненты. Например, в районе г. Хабаровска состав Цзилиньской взвеси включал нитробензол, бензол, дибутилфталат, дихлорбензол, дихлорфенол, метилнафталин, гексахлорциклогексан, мышьяк, ртуть и другие соединения. Значительная часть перечисленных компонентов не удаляется в процессе водоподготовки российскими предприятиями.
Причины сложившейся ситуации в бассейне р. Амур сведены в 3 группы:
- Социальные: социальная разобщенность с Россией, психология деструктивного собственника, низкие доходы и высокий прожиточный уровень, слабые перспективы профессиональной карьеры, условия для роста числа заболеваний и др.
- Экологические: загрязнение воды (около 10 компонентов I класса опасности), почв, воздушной среды, низкий уровень экологической культуры - «пофигизм» общества (свалки и т.д.)
- Производственные: стремление к сверхприбыли, реализация сырья и продукции I передела, устаревшие техника и технологии, низкая квалификация рабочих, аварии и др.
Итог: деградация производства и населения
Экологические проблемы усугубляются социально-экономическими:
- экономическая разобщённость с Россией
- недостаточная управляемость экономикой
- незавершённость обустройства транспортного коридора
- неразвитость контактной экономической зоны
- высокий, относительно среднероссийского, прожиточный уровень
- низкий, относительно среднероссийского, уровень доходов
- дотационность бюджетов приамурских субъектов
- отсутствие долгосрочных высокотехнологичных проектов
- ориентация на первичный сырьевой сектор экономики
- диспропорция добывающего, перерабатывающего и инфраструктурного комплексов
Хабаровский край, расположенный в нижнем течении р. Амур, явился реципиентом всех «богатств» Амура.
Начиная с 1988 года, момента появления «аптечного запаха» воды и рыбы, учеными г. Хабаровска начато изучение причин явления. Был создан общественный совет, которым долгое время руководил Б.А. Воронов. Были выявлены причины негативных процессов и вносились предложения в администрацию Хабаровского края, а с 1997 года и в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и реализации комплексной программы по экологическому оздоровлению реки. Положительных результатов общественность не получила.
В 2003 году по инициативе В. Г. Крюкова было сформировано государственно-общественное объединение «Координационный Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур» (далее Комитет). Комитет по очереди возглавляли руководители регионов (вице-губернаторы или заместители председателей правительств). В состав также входили руководители федеральных бассейновых управлений и по одному представителю от ученых региона и экологической общественности. Такой подход сыграл положительную роль во взаимоотношениях с Китаем и с Правительством России.
Наиболее важные результаты деятельности Комитета сводятся к следующему:
- заключено и подписано рабочее соглашение с Правительством провинции Хэйлунцзян о совместном мониторинге воды и бентоса по трем створам;
- в 2003 году подготовлены и проведены международный семинар по проблемам бассейна реки Амур и разработке международной программы по Амуру, а также международный симпозиум по проблемам рек Северо-Восточной Азии с участием представителей Японии, Республики Корея, Китая, Монголии, Голландии, Америки;
- подготовлен и в 2004 году подписан Губернаторами Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Еврейской автономной и Читинской областей, Агинского Бурятского автономного округа Меморандум о совместных действиях по сохранению экосистем и обеспечению устойчивого развития региона бассейна реки Амур;
- подготовлены и проведены международные научно-исследовательские экспедиции «Амур 2004» и «Амур 2005» с участием китайских и японских специалистов. По экспедиции 2005 года, состоявшейся в августе, получены комплексные данные по качеству вод, составу донных отложений и особенностям бентоса на участке реки Благовещенск-Хабаровск;
- разработан в 2005 году и утверждён План действий, а также проект структуры Программы «Предотвращение угроз трансграничного загрязнения бассейна реки Амур и создание условий для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития региона»;
- Комитет инициировал и организовывал два совместных с Министерством природных ресурсов Российской Федерации совещания по проблемам бассейна реки Амур;
- Комитетом подготовлены и опубликованы две книги по проблемам р. Амур, в том числе одна по материалам проведения общественных слушаний в Государственной Думе в 2007 году;
- по инициативе Комитета в 2007 году проведены парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации по проблемам реки Амур. Решения слушаний актуальны в наши дни и могут лечь в основу деятельности возрожденного Комитета;
- Комитет вышел с инициативой рассмотрения Проблемы загрязнения великих рек мира и предотвращения угроз трансграничного загрязнения на саммите глав «Большой восьмёрки» и в Организации Объединённых наций. С этой целью были внесены предложения:
1) на международном семинаре «Энергетика и окружающая среда в славянской Евразии и соседних странах», проходившего 5-7 июля 2007 г. в г. Саппоро, Япония.
2) на семинаре международных экспертов Постоянного форума ООН по коренным народам, проведенного 27-29 августа 2007 года в г. Хабаровске;
3) на совещании рабочей группы по вопросам российско-японского сотрудничества, прошедшего 20 сентября в г. Хабаровске;
4) на международной конференции «Реки Сибири», состоявшейся 26-28 марта 2008 года в г. Омске;
- подготовлен в 2008 году и направлен в Федеральные органы государственной власти для предварительного согласования проект федерального закона «Об охране и рациональном использовании реки Амур», получены и учтены замечания правового департамента Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Международная общественность выразила озабоченность по поводу загрязнения р. Амур. Это обусловило пересмотр высшими должностными лицами Китая государственной политики. В марте 2006 г на Постоянном бюро Госсовета КНР была принята Программа предотвращения загрязнения воды в бассейне реки Сунхуацзян (Сунгари) на 2006-2010 гг. Центральное правительство Китая передало главную роль в борьбе с загрязнениями провинциям, оставляя за собой финансирование социально-экологических Программ, на пятилетку в сумме 3-5 млрд. долларов США.
Настало время и Правительству Российской Федерации обратить более пристальное внимание на трансграничные водотоки и водоемы. На пример бассейна р. Амур возможна разработка принципов рационального природопользования в столь уникальном регионе. Общие подходы были намечены в 2004 году. Они предопределяются взаимодействием трёх сфер: природные финансовые и трудовые ресурсы (сл. 9). Итогом может стать оптимизация природопользования.
Переход на рациональное природопользование – достаточно длительный и многоступенчатый процесс. На первом этапе сохраняется существующая система по объемам и видам добычи и заготовок ресурсов. Этот период требует возрождения государственного контроля деятельности предприятий и государственного учета производимой продукции. Переходным мостиком к следующему этапу будет служить внедрение современных ресурсосберегающих и безотходных технологий. Второй этап – этап сокращения объемов добываемых ресурсов за счет более глубокой переработки сырья и более полного его использования. На этом временном интервале от государства зависит инвестирование капитала в производство и формирование лидирующей продукции. Третий основополагающий этап заключается в организации наукоемких производств. Роль государства, прежде всего, должна сводиться к подготовке соответствующих специалистов.
Ситуация на юге российского Дальнего Востока остается напряженной. Состояние здоровья населения в Хабаровском крае отличается в сравнении с другими субъектами в худшую сторону. По ряду заболеваний (серозно-вирусный менингит, онкозаболевания и др.) край в 1,5-4 раза превышает среднероссийские показатели. Основная причина – низкое качество воды.
Первоочередные мероприятия:
Решение проблем зависит от возможности объединения усилий трёх государств (Россия, Китай и Монголия), а также международной общественности.
- Жесткое регулирование сбросов и выбросов российскими предприятиями посредством установления единых нормативов и правил пользования во всех приамурских субъектах
- Возрождение государственно-общественной структуры по вопросам устойчивого развития региона
Предлагаемая структура:
- правление Комитета, включая Председателя и ответственного секретаря;
- научно-общественный совет, возглавляемый 2 сопредседателями (представители научной и экологической общественности);
- рабочая группа Комитета, возглавляемая ответственным секретарем Комитета.
Председателем комитета являются вице-губернаторы или заместители председателей правительств приамурских субъектов. Срок исполнения полномочий 2 года для каждого субъекта. Помимо руководителей приамурских субъектов, в состав Комитета входят руководители Амурских бассейновых управлений (по согласованию), а также 2 сопредседателя научно-общественного совета.
Общее количество членов Комитета 11 человек.
Ежегодно Комитет подводит итоги деятельности и утверждает план работы на очередной год.
- Формирование правового поля управления бассейном р. Амур
Необходимы следующие документы для реализации международных прав управления бассейном реки Амур:
- Соглашение с КНР «О рациональном (устойчивом) природопользовании в бассейне реки Амур»;
- Договор с КНР «О предотвращении угроз трансграничного загрязнения водных и воздушных бассейнов и взаимной ответственности между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой»;
- Конвенции: 1. О коллективной экологической безопасности стран Шанхайской организации сотрудничества. 2. По охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. 17 марта 1992 г., Хельсинки (необходима ратификация Конвенции Китаем, Россией и Монголией).
Международное сообщество должно видеть интерес Российской Федерации (Президента и Правительства) к исконно российским землям. Для этого в качестве первых шагов необходимо принять и реализовать:
1) Закон Российской Федерации «О рациональном природопользовании в бассейне реки Амур»;
2) Федеральная целевая программа «Экологическое оздоровление бассейна реки Амур и создание условий для устойчивого развития Амурского региона»;
- Реализация первоочередных мер, включающих:
- совместный с КНР и МНР мониторинг качества вод и геологических процессов на реках Амур и Аргунь;
- проектирование и строительство очистных сооружений в поселениях приамурских субъектов РФ;
- переход на обеспечение населения питьевой водой из подземных источников.
- Переход на рациональное природопользование и справедливое распределение доходов.
- Обеспечение условий устойчивого развития региона:
- выравнивание экономических показателей со среднероссийскими параметрами,
- отмена налогов и сборов на ближайшие 21 год для сельскохозяйственных и промышленных предприятий Приамурья, производящих собственную продукцию,
- обеспечение жильём работников бюджетной сферы, молодых семей, переселенцев, а также специалистов, работающих по госзаказу,
- обеспечение выплаты надбавок к заработной плате, пенсиям, стипендиям, материнским пособиям, повышающим уровень жизни до среднероссийского за счет федерального бюджета.
Выводы:
Таким образом, бассейн реки Амур выделяется своей уникальностью среди других территорий России. В настоящее время в этом регионе не обеспечиваются нормальные условия жизнедеятельности населения в силу высокой бактериальной и химической загрязненности вод и рыбы реки Амур. Сложившаяся эколого-экономическая ситуация создаёт реальную угрозу для выживания коренных народов Приамурья.
По хищническому отношению к природе бассейна р. Амур в настоящее время на первый план вышли российские предприниматели. Российские органы государственной власти ответственны за формирование условий рационального (устойчивого) природопользования на своей территории. Российское государство должно проявлять постоянный интерес к Приамурью. Приамурье всегда считалось форпостом, ключевым регионом России, богатым природными ресурсами.
Основными мероприятиями по восстановлению такого крупного природного объекта должны стать сокращение на первом этапе и впоследствии полное прекращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лесовосстановление, стабилизация режима водно-болотных систем с восстановлением деградировавших объектов, рациональное природопользование.
Односторонние усилия приамурских территорий не смогут привести к значимым результатам по стабилизации ситуации на Амуре. Необходимо решать проблемы на государственном уровне совместно с Китайской и Монгольской Народными Республиками.
Бассейновый подход для рационального природопользования наиболее продуктивен, так как согласовывает действия всех субъектов в сфере развития региона
Дальневосточная Народная Академия Наук (ДВ НАН)
Февраль 2024