Вопросы гуманитарных наук, № 2, 2007
Крюков В.В., соискатель Международной академии информатизации
Количественные и качественные характеристики нынешнего состояния экономики и со-циальной сферы Дальнего Востока и Забайкалья приведены во многих научных работах и официальных материалах. Анализируя их, специалисты делают следующие выводы:
- экономика региона в существующем виде, при таком соотношении между отраслями производства малоэффективна, но все же могла функционировать в рамках иной социально-политической системы с жестким государственным командно-административным регулированием;
- внутренние устойчивые источники саморазвития производительных сил Дальнего Востока не проявились и не действуют;
- условия жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения в регионе по многим параметрам наихудшие в Российской Федерации;
- весь комплекс существующих социальных, экономических, политических и идеологических условий не в состоянии обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство человека на Дальнем Востоке;
- быстрый рост издержек производства привел к нарастанию неконкурентоспособности сегодняшней продукции обрабатывающей промышленности, что искусственно ограничивает спрос на внутреннем рынке и становится непреодолимым барьером на пути экономического развития.
Анализ социально-экономической ситуации показал (ИЗИ ДВО РАН), что в рамках перехода экономики страны к рыночным отношениям этот регион России потерял гарантированную поддержку государства, но не приобрел при этом внутренних и других источников и механизмов поддержки и развития региональной экономики и социальной сферы. Осуществлявшийся государством до 1991 года подход к развитию Дальнего Востока в составе общесоюзной экономики заключался в следующем: союзный центр полностью определял функции и приоритеты региональной экономики в рамках внутрисоюзного разделения труда и гарантировал формирование фондов потребления и накопления за счет централизованного перераспределения совокупного продукта и национального дохода. Переход к рыночной экономике ознаменовался становлением у государства другого подхода: формирование фондов потребления и накопления на Дальнем Востоке стало осуществляться в результате функционирования экономики региона за счет эксплуатации его сравнительных преимуществ (вернее, его природных ресурсов).
Разработчики ФЦП ДВ изложили «принципиально новый концептуальный» подход, по сути обрекающий Дальний Восток на эксплуатацию его природных ресурсов, на что указано выше. Объявляя регион какой-то «особой... зоной, требующей постоянного внимания... и учета специфических особенностей» и ничего не говоря ни о соответствующей государственной поддержке, ни о новой экономической конструкции и ни о чем конкретном, специалисты федеральных министерств и ведомств как заказчики и исполнители ФЦП ДВ заведомо предназначают Дальнему Востоку и Забайкалью роль сырьевого придатка для обслуживания интересов более развитых центральных районов России. Готов ли сегодня регион к самостоятельному формированию фондов потребления – это их, по-видимому, не интересует, как не интересует и то, какие меры следует предпринять, чтобы вывести экономику и социальную сферу региона из глубочайшего кризиса, который простым вниманием (хотя и «особым») нельзя даже приостановить.
При всей мрачности картины специалисты-исследователи (ИЭИ ДВО РАН) все же видят «свет в конце туннеля» и отмечают, что для Дальнего Востока (точнее, для России в Тихоокеанском регионе) существует решение проблемы закрепления в субрегионе СевероВосточной Азии (экономической зоне «Японское море») и в АТР в качестве не только полноправного, но и влиятельного субъекта. Но это можно сделать лишь при условии проведения долговременной политики, направленной на создание устойчивой, динамичной и интегрированной в международный рынок экономической системы именно на Дальнем Востоке.
Однако и эти специалисты возвращаются «на круги своя» (к эксплуатации природных ресурсов региона), утверждая, что «создание экономики, которая могла бы функционировать на эффективной основе, возможно лишь при базировании взаимодействия этой экономики с другими субъектами рыночного хозяйства внутри страны и за ее пределами на основе имеющихся сравнительных преимуществ». Дальний Восток, по их мнению, обладает сравнительными преимуществами лишь в области разработки своих природных ресурсов. Понятно, что и эти специалисты делают ставку только на длительную эксплуатацию природных ресурсов региона.
Новый концептуальный подход к развитию региона. Здесь предлагается применить иной, действительно новый концептуальный подход, заключающийся в том, что Дальний Восток должен развиваться на основе специальной модели социально-экономического развития, аналогичной моделям развития отдельных динамично развивающихся стран АТР, создаваемой и реализуемой при помощи мощной приоритетной - в сравнении со всеми другими регионами страны - институциональной (организационно-правовой) и инвестиционной поддержке государства. Эта модель должна предусматривать дальнейшее территориальное реконструирование существующих и размещение новых производительных сил с учетом всех признанных мировой практикой факторов (материальных ресурсов и источников сырья, стоимости труда, налогообложения, транспорта и энергоснабжения, окружающей среды и сбыта продукции), эффективно интегрировать экономику региона со странами АТР и регионами России не на основе каких-то часто меняющихся интересов, а на базе принципов логистики, т.е. теории и практики управления материальными, трудовыми, энергетическими и информационными потоками. Репрессивная модель управления рыночной экономикой должна смениться стимулирующей.
Стратегия и предпосылки развития региона. Рациональная стратегия социальноэкономического развития Дальнего Востока должна исходить из множества предпосылок, которые делятся на две группы: относящиеся к субъекту управления и характеризующие объект управления.
Основные предпосылки, относящиеся к субъекту управления, представляющие собой главные ценности и установки заказчиков, разработчиков и исполнителей новой программы социально-экономического развития Дальнего Востока, соблюдающие интересы дальневосточников, должны быть сформулированы следующим образом:
- Объективная целесообразность стимулирования в регионе целой цепи таких взаимосогласованных и взаимосвязанных событий и явлений, как: стремление людей к достойной жизни, высокий уровень проживания, современные высокие технологии производства, конкурентоспособные рабочие места, выравнивание требований к качеству продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, эффективная структура экономики, экологически чистое и безотходное производство, максимальное сбережение (минимальное расходование) невосполнимых природных ресурсов.
- Необходимость достижения целей социально-экономического развития Дальнего Востока за максимально короткий период, чтобы большинство дальневосточников успело пожить в достойных для человека условиях цивилизованного общества. По мнению западных социологов, коренная причина отсталости многих народов именно в пренебрежительном отношении к фактору времени. Последнее особенно характерно для сегодняшних федеральных органов исполнительной и законодательной власти.
Любое управление (в том числе и государственное) - это не только управление своего исторического периода, но и управление процессами этого временного периода. Знаменитая формула Б. Франклина «время - деньги» на многие годы стала девизом рыночного хозяйствования и предприимчивости. Закон экономии времени определяет все процессы рыночного способа производства: скорость работы машин, быстроту оборота капитала, ускорение всего производственного процесса. В развитой рыночной экономике выиграть во времени у своих конкурентов - это обойти их по техническим, технологическим, экономическим, социальным и другим статьям.
Предпосылки, характеризующие объект управления (Дальний Восток) в свою очередь подразделяются на позитивные (преимущества региона) и негативные (недостатки и трудности развития экономики).
Стратегия социально-экономического развития региона должна основываться на следующих его преимуществах:
- Богатый природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока, позволяющий стабильно увеличивать объемы как внутренних, так и экспортных поставок в ближайшей и долгосрочной перспективе. Этот фактор может стать компенсирующим в ситуации кризисного положения экономики и социальной сферы региона. Компенсирующее свойство этого фактора заключается и в устранении трудностей интеграции экономик региона и стран АТР. Кроме того, он может использоваться как временный источник роста промышленного производства в несырьевых перерабатывающих отраслях.
- Довольно развитая промышленная база в южной зоне Дальнего Востока, включающая предприятия нефтепереработки, черной металлургии, судостроения, авиастроения, машиностроения и других отраслей, продукция которых уже сегодня пользуется определенным спросом в странах АТР.
- Экономико-географическое положение Дальнего Востока, в том числе приграничноприморское расположение, благоприятствует развитию внешнеэкономических связей со странами АТР. Выгодное транспортно-географическое положение региона создает благоприятные возможности для осуществления мировых транзитных перевозок всеми видами магистрального транспорта, для развития здесь инфраструктурных отраслей экономики, объединенных в рамках трех «Т» (транспорт, телекоммуникации, туризм), и их интеграции в соответствующие мировые системы.
Среди недостатков Дальнего Востока традиционно отмечают: низкую степень освоенности территории, особенно северной зоны; суровый климат на обширных пространствах; слабость общеэкономического потенциала; выполнение общегосударственных оборонных функций; значительную долю производства ВПК; исторически сложившееся нецелесообразное размещение производительных сил, их очаговое развитие; транспортную удаленность от центральных районов России.
Генеральная цель развития. Генеральная цель социально-экономического развития Дальнего Востока состоит в создании на его территориях динамичного, процветающего общества, объединенного идеей устройства личного благополучия и вывода региона на передовые позиции на основе полной социально-экономической свободы и высокопроизводительного труда его жителей. Как справедливо отмечают ученые, это естественная цель любого демократического общества. Такая цель достаточно проста и универсальна. Основным параметром ее осуществления является достижение уровня жизни дальневосточников, равного уровню подобного рода в развитых странах мира.
Первый этап развития. Даже в условиях глубокого кризиса, охватившего экономику региона, необходимо рассчитывать на скорейшее решение задач, способствующих в кратчайший период успешно продвинуться к осуществлению генеральной цели социально-экономического развития Дальнего Востока. В ближайший этап (1998-2000 годы) целями будут стабилизация, выход экономики из кризиса и затем существенное улучшение социально-экономической ситуации, в связи с чем первоочередными задачами станут:
- преодоление депрессии в отраслях специализации экономики, связанных с добычей дефицитного и уникального сырья; увеличение в этих отраслях доли перерабатывающих производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсной базы; увеличение экспорта сырья и продуктов его переработки в страны АТР на основе современных технологий добычи и переработки;
- восстановление доли машиностроения в общем объеме промышленности; организация машиностроительных, комплексирующих и вспомогательных производств, ориентированных на выпуск оборудования для горнодобывающей, лесной, деревообрабатывающей, пищевой, в том числе рыбоперерабатывающей промышленности; перепрофилирование машиностроительных и оборонных заводов на удовлетворение потребностей внутрирегионального и тихоокеанского рынков;
- комплексное решение энергетической проблемы и ослабление влияния от ввоза энергоносителей; развитие транспортной и других отраслей производственной инфраструктуры;
- максимальное ослабление влияния факторов, препятствующих адаптации региона к новой рыночной экономической ситуации путем активного включения имеющихся у региона предпосылок его развития; обеспечение эффективного влияния на экономические процессы всех рыночных факторов и особенностей;
- создание и развитие в регионе инфраструктуры и объектов международного и отечественного туризма.
Второй этап развития. Экономическая политика на втором этапе развития региона (2000-2005 годы) должна исходить уже из необходимости преодоления сырьевой направленности его экономики и одновременно её диверсификации. В связи с чем актуальными задачами станут:
- повсеместная организация новых обрабатывающих производств на основе глубокой переработки минерального сырья и рационального использования ресурсов; дальнейшее наращивание экспортного потенциала региона, но уже преимущественно обрабатывающих производств;
- широкая диверсификация машиностроительного производства, рост океанических отраслей; повышение, а к концу 2005 года и превышение доли машиностроения и других обрабатывающих производств, не связанных непосредственно с переработкой сырья, в общем объеме производства;
- обеспечение значительного роста сервисных отраслей экономики, формирующих третичный сектор экономики.
Третий этап развития. Самый отдаленный третий этап развития (2006-2010 годы) дол
жен открыть возможность максимально приблизить структуру экономики Дальнего Востока к стандарту самых развитых стран. На этом этапе должно быть предусмотрено значительное преобладание третичного сектора над вторичным и, в свою очередь, вторичного сектора над первичным. К середине третьего этапа в основном должно завершиться создание высокоэффективного хозяйственного комплекса, обеспечивающего расширенное влияние России на страны АТР и Европы, а состояние инфраструктуры практически достигнет уровня развитых стран.
Источники финансирования. В качестве источников финансирования социально-экономического развития Дальнего Востока должны использоваться следующие источники: государственные бюджетные капитальные вложения; государственные целевые кредиты; кредиты зарубежных стран и международных организаций; иностранные и отечественные инвестиции; заимствованные под выгодный процент личные сбережения населения; доходы от поставок природных ресурсов и продукции их переработки, выполнения госзаказов, машиностроительного производства, туризма и услуг, продукции динамично развивающихся отраслей промышленности, использования транспортной инфраструктуры и средств связи и т.п.; таможенные пошлины; государственные денежные компенсации за использование территорий региона в военных целях, использование воздушного пространства, использование стратегических невосполнимых ресурсов и т. д.
Элементы постоянного действия. Элементами постоянного действия, Т.е. элементами, оказывающими влияние на развитие экономики региона в период реализации новой программы и за пределами этого периода должны стать:
- мощная приоритетная институциональная (организационно-правовая) и инвестиционная поддержка государства, направленная на развитие региона по открытой модели, аналогичной модели развития развивающихся стран;
- применение общепринятых в мировой практике факторов размещения производительных сил;
- интеграция экономики региона со странами АТР на принципах логистики, а не на основе преходящих политических интересов;
- учет генеральных ценностей развития, сформулированных выше, как долгосрочные цели развития территорий Дальнего Востока;
- обеспечение условий функционирования открытой экономики, сформулированных выше в сценарии формирования открытой модели развития региона;
- государственное воздействие через инвестиции и законодательную деятельность для обеспечения регулирования и настройки развития региональной экономики в желательном направлении.
Результаты реализации программы. Результатами реализации положений новой концепции или новой программы развития Дальнего Востока должны стать: экономическая стабилизация, а затем существенное улучшение социально-экономической ситуации, сокращение в общем объеме производства доли отраслей сырьевой специализации, достижение средне-российского уровня в основных макроэкономических показателях и показателях уровня жизни населения - к 2000 году; устойчивое развитие региона в 2000-2005 годы; достижение в промышленном производстве паритета в объемах отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности и объемов других промышленных отраслей - к 2005 году; после 2005 года сокращение доли сырьевых отраслей и связанных с ними перерабатывающих отраслей, преобладание третичного сектора экономики и создание саморегулирующейся экономики региона, которая будет настраиваться на эффективные способы самостоятельного решения проблем развития региона.