Крюков Владимир Викторович
Докторант Международной академии информатизации
Изучая факторы влияния на инвестиционную стоимость компаний на рынке в современных условиях хозяйствования, по мнению автора, необходимо разработать рекомендации в области государственного регулирования инвестиционной активности компаний на рынке, так как политический и нормативно-правовые факторы оказывают самое сильное влияние на деятельность компаний, осуществляющих управление своей инвестиционной стоимостью на рынке капитала сегодня.
В целом, с целью оптимизации инвестиционного климата в отраслях экономики России и повышения капитализации компаний в данных отраслях необходимо разработать следующие рекомендации в области государственного регулирования и контроля:
а) в уголовном и гражданском праве:
- необходима разработка поправок к Уголовному Кодексу, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства с целью притока иностранного капитала в реальный сектор России из стран Евросоюза, США, Азии;
- необходима разработка Закона «О приобретении недвижимого имущества иностранными гражданами» в России, направленного на облегчение регистрации недвижимости, улучшения правовых гарантий, минимизации налогообложения для иностранных инвесторов;
- требуются поправки к трудовому законодательству в области иностранных работников в разрезе регулирования социального обеспечения, пособий и отпусков, оформления коллективных договоров, общей занятости, налоговых вычетов и оформления временного персонала иностранных компаний;
- в целях обеспечения прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп должен быть разработан проект закона, в котором должны отражаться основания и принципы проведения национализации, в том числе, носящей принудительный характер; определен объект национализации (предприятие как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного закона по каждому объекту национализации;
- необходимы меры в области защиты прав на интеллектуальную собственность с целью обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности. В силу данных аспектов рекомендуется внесение изменений в закон, гарантирующий соблюдение прав заявителей и патентообладателей и, тем самым, повышающий привлекательность и безопасность патентования в России. Многие положения данного закона должны быть приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющимся частью договоров ВТО;
- необходимы меры по совершенствованию механизмов перераспределения собственности в пользу наиболее сильных участников рынка. Целый комплекс поправок и дополнений в действующий Закон о банкротстве, направленного на оздоровление несостоятельных предприятий в России обеспечат движение по нескольким направлениям:
- упрощение изъятия собственности у неэффективных с точки зрения общества собственников, то есть создание угроз для неэффективных собственников, создание предпосылок для эффективного с точки зрения общества изъятия собственности;
- устранение возможности отъема у собственников относительно устойчиво работающих предприятий (т.е. защита эффективных собственников, предотвращение неэффективного с точки зрения общества изъятия собственности);
- создание возможностей для поглощения крепкими (эффективными) предприятиями слабых (неэффективных) предприятий, то есть создание механизмов прямого замещения неэффективных собственников эффективными;
- введение понятия «оздоровление», отличающегося от понятия банкротства; разделение понятий «несостоятельность» и «банкротство» и разделение процедур оздоровления и процедур банкротства.
б) в области финансового сектора:
- необходимо утвердить Правила о пруденциальных нормативах для центрального банка России, банков второго уровня и крупных холдингов, на основании которых необходимо определить минимальный размер уставного капитала, норматив коэффициента достаточности собственного капитала, уровень максимального размера риска на одного заемщика (собственника), коэффициента ликвидности, лимиты открытой валютной позиции, а также уровень коэффициента максимального размера инвестиций в основные средства и другие нефинансовые активы;
- что касается регулирования бухгалтерского учета, то на основании общепринятой мировой практики ведения бухгалтерского учета и оптимальной схемы группировки финансово-хозяйственных операций требуется утверждение нового Плана счетов бухгалтерского учета, согласно которому должна производиться разбивка операций на шесть основных классов: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, условные и возможные требования и обязательства, счета меморандума к балансу;
- в разрезе совершенствования правового регулирования небанковских организаций, поддерживающих реальный сектор экономики страны, должна быть утверждена инструкция о перечне, формах и сроках предоставления финансовой отчетности и дополнительных сведениях к финансовой отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды финансовых операций с иностранными инвесторами;
- одним из важных шагов в развитии страхового рынка России, оказывающего непосредственное влияние на уровень капитализации сделок российских компаний, должен стать процесс передачи функции и полномочий государственного органа страхового надзора Банку России. По мнению автора, в решении проблем страхового рынка активное участие должно принимать государство. Это позволит придать актуальность страхованию и страховой деятельности в инвестиционной сфере, повысить уровень защиты законных интересов страхователей, в значительной степени улучшить финансовую дисциплину и учет в страховых организациях, перечень и уровень предоставляемых ими страховых услуг по отношению к российским компаниям, занятых в области максимизации инвестиционной стоимости на рынке;
в) в области налогообложения
Продолжающаяся налоговая реформа должна затрагивать либерализацию амортизационной политики, снимать ряд существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета.
По мнению автора, требуется пересмотр налоговых льгот налога на прибыль для иностранных инвесторов, снятие ряда существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения и др.
Кроме того, законодательством должно предусматриваться снятие действующих ограничений при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций отдельных видов расходов, в частности, расходов по рекламе; на обучение промышленно-производственного персонала работе на новом оборудовании и освоению новых технологий, внедряемых в производство; расходов по отдельным видам добровольного страхования и др. Должно предусматриваться расширение возможностей вычета при определении налоговой базы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией; увеличение предельного размера отнесения расходов на подготовку и переподготовку кадров к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль
г) в области таможенного регулирования и администрирование
Направленность таможенно-тарифной политики на стимулирование притока инвестиций и капитализации предприятий различных отраслей должно обеспечиваться совершенствованием таможенного тарифа.
Дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий позволит увеличить приток иностранного капитала в реальный сектор экономики, тем самым, повышая общую капитализацию отраслей. Кроме того, данные меры позволят создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе сборочных, производств взамен ввоза готовой продукции.
В разрезе данных мер можно рекомендовать принятия законопроекта, направленного на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России.
д) в области инновационного регулирования
Особо следует отметить, что при развитии направлений инновационной экономики в России особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения. В стране в ближайшее время должно быть завершено формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечено проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств бюджета, а также работ по постановке объектов интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, определены ответственность и права государственных органов, являющихся государственными заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств бюджета России, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот.
Кроме того, по мнению автора, с целью улучшения инвестиционного климата в стране и повышения капитализации российских компаний в целом требуется создание нового органа по регулированию и надзору за иностранными финансовыми рынками и финансовыми организациями. В заключении следует отметить, что данный орган должен стать единым инспектором и регулирующим органом для финансово-кредитной системы, объединяющей банки, небанковские финансовые учреждения, страховые компании и пенсионные фонды, оказывающие влияние на общую капитализацию всех секторов экономики нашей страны.
Инвестиционная стоимость является величиной, формируемой исходя из мотивов конкретного инвестора и его индивидуальных требований, отличающихся от мотивов и требований типичного продавца или покупателя.
В целом, определение инвестиционной стоимости имеет важный прикладной характер. Превышение инвестиционной стоимости актива над его рыночной стоимостью свидетельствует о высокой привлекательности рассматриваемого объекта для инвестиций.